Пресс-служба предприятия распространила короткий официальный комментарий произошедшего.
Пресс-служба ПАО «ОГК-2», а для нас, по-простому, Новочеркасской ГРЭС, 24 января распространила через СМИ официальный комментарий произошедшего накануне выброса пара на первом энергоблоке. Он очень короткий, но содержит самое главное: никто в результате произошедшего не пострадал.
«23 января 2020 года, в процессе выхода на номинальные параметры энергоблока ст.№1 Новочеркасской ГРЭС произошло повреждение байпаса котла, в связи с чем произошел выброс пара. Токсичные вещества в данном выбросе отсутствовали. Пострадавших среди персонала нет. На теплоснабжение потребителей ситуация не повлияла. Станция работает в штатном режиме», - говорится в официальном сообщении.
То, что, наконец, официально сообщили об отсутствии погибших и пострадавших – очень хорошо. А то ведь зрелище для горожан было устрашающее. А внутри цеха, откуда через кровлю вырывались клубы пара, полагаем, в это время был настоящий ад – температура пара намного выше 100 градусов по Цельсию.
Однако, что касается самой сути произошедшего, то здесь вопросов меньше не стало. Даже, может быть больше стало. Например, это интересное слово «байпас». В переводе с английского, «запасной путь». На самом деле, байпас есть почти в каждой квартире на батарее отопления. Вот он на фотографии.
Теперь, думаем, каждый горожанин понял, что такое байпас, и для чего он нужен. В случае аварии на вашем радиаторе, можно перекрыть два крана и преспокойно снимать и ремонтировать (или менять) радиатор. При этом отопление у ваших соседей или в других комнатах не отключится, цепь не прервется – горячая вода, пока вы занимаетесь здесь ремонтом, пойдет по запасному пути, через байпас. При нормальном функционировании вода через байпас идет, говоря простым языком, самотеком. Если же перекрыть краны к радиатору, естественно, давление в байпасе значительно вырастет.
На производстве, где установлено высокотехнологичное оборудование, разумеется, байпасы тоже не такие простые, как у нас в квартирах. Там куча автоматики, да и даже сами краны намного сложнее наших домашних. И в случае аварии на оборудовании, автоматика перенаправляет жидкость, газ или пар по «запасному пути», через байпас. Чтобы все производство в сложной цепи продолжало работать в штатном режиме, а аварийная бригада могла спокойно работать на отключенном, «обесточенном», оборудовании. А затем снова включить его в рабочий цикл.
Почему на ГРЭС пар в тот день шел по «запасному», а не по «основному» пути, да еще и под таким давлением, что столб пара пробил крышу цеха (кстати, на станции опровергают повреждение кровли, несмотря на видео изнутри цеха), мы не знаем. И даже догадки высказывать не будем, потому что мы не специалисты. В руководстве станции также сообщили, что проводится внутреннее расследование, чтобы выявить виновных в этой «нештатной ситуации». А еще разыскивают того, кто снял это видео изнутри здания, которое мы опубликовали. Вряд ли, чтобы наградить.